Чему обучают ребёнка в детском саду
Содержание образовательного и воспитательного процесса выстроено в соответствии:
• с требованиями ФГОС дошкольного образования,
• с требованиями Федеральной образовательной программы,
• с нормативными документами,
• регламентирующими деятельность в области дошкольного образования.
В группах компенсирующей направленности осуществляется реализация «Адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с тяжёлым нарушением речи (от 4 до 8 лет) МБДОУ города Иркутска детского сада № 84». Принята на заседании педагогического совета МБДОУ города Иркутска № 84. Протокол № 1 от 30.08.2023г.
1.1.2. Цели и задачи реализации Программы
В соответствии с ФГОС ДО реализация Программы направлена на достижение следующих целей и задач:
1) повышение социального статуса дошкольного образования;
2) обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении
качественного дошкольного образования;
3) обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на
основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ
дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения;
4) сохранение единства образовательного пространства РФ относительно уровня дошкольного
образования.
Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и части, формируемой участниками образовательных отношений (вариативная часть).
Обязательная часть Программы отражает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти образовательных областях. Содержание обязательной части программы ориентировано на Федеральную образовательную программу дошкольного образования, утвержденную приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 г. N 1028. Федеральная программа определяет единые для Российской Федерации базовые объем и содержание дошкольного образования, осваиваемые воспитанниками ДОУ, и планируемые результаты освоения образовательной программы. Федеральная программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений, реализуется в соответствии программой патриотического воспитания дошкольников «Я люблю Россию». Авторы: Н.В. Нищеева, Ю.А. Кириллова. Выбор направлений для части, формируемой участниками образовательного процесса, был определён потребностями родителей (законных представителей) воспитанников и интересам детей, а также возможностями педагогического коллектива.
Содержательный аспект образовательной деятельности, отражающий специфику национально-культурных, демографических, климатических особенностей ВосточноСибирского региона, который находит свое отражение в Образовательной программы ДОУ, обеспечивается следующими программами и методическими пособиями:
1. Байкал: учебное пособие. — Иркутск: Издательство ИГПУ, 2006
2. Мишарина Л.А., Горбунова В.А. Ознакомление детей дошкольного возраста с растительным и животным миром Прибайкалья: учебное пособие. — Иркутск: Издательство ИГПУ, 2007
3. Мишарина Л.А., Горбунова Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с озером.
Реализация данного компонента осуществляется с использованием пособия «Познавательное развитие» для детей 3-7 лет — Иркутск. ГОУ ВПО «ВСГАО», 2016.- 101 с.,
Учебно-методического пособия «Байкал — жемчужина Сибири», Министерства образования и науки РФ ГОУ ВПО «ВСГАО», Иркутск, 2016 г.
На основе изучения социального заказа родителей в ДОУ организована работа по реализации образовательной деятельности с использованием авторских парциальных программ по следующим направлениям:
— «Коррекция гиперактивного поведения в дошкольном возрасте», автор: педагог-психолог Безродная Е.А.
Взаимодействие педагогического коллектива с семьями детей строятся на основе сотрудничества и принципах:
• Принцип активности и сознательности
• Принцип открытости и доверия
• Принцип сотрудничества — общение «на равных»;
• Принцип согласованного взаимодействия;
• Принцип воздействия на семью через ребенка.
Цель реализации Программы:
Обеспечение условий для дошкольного образования, определяемых общими и особыми потребностями обучающегося раннего и дошкольного возраста с ЗПР, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья. Программа содействует взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, способствует реализации прав обучающихся дошкольного возраста на получение доступного и качественного образования, обеспечивает развитие способностей каждого ребенка, формирование и развитие личности ребенка в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Задачи Программы:
- реализация содержания АОП ДО для детей с ЗПР;
- коррекция недостатков психофизического развития обучающихся с ОВЗ; -
- охрана и укрепление физического и психического здоровья обучающихся с ЗПР, в том числе их эмоционального благополучия;
- обеспечение равных возможностей для полноценного развития ребенка с ЗПР в период дошкольного образования независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса;
- создание благоприятных условий развития в соответствии с их возрастными, психофизическими и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка с ЗПР как субъекта отношений с педагогическим работником, родителями (законными представителями), другими детьми;
- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
- формирование общей культуры личности обучающихся с ЗПР, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;
- формирование социокультурной среды, соответствующей психофизическим и индивидуальным особенностям развития обучающихся с ЗПР;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки родителей (законных представителей) и повышение их компетентности в вопросах развития, образования, реабилитации (абилитации), охраны и укрепления здоровья обучающихся с ЗПР;
- обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного и начального общего образования.
В соответствии со Стандартом Программа построена на следующих принципах:
- Поддержка разнообразия детства.
- Сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека.
- Позитивная социализация ребенка.
- Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия педагогических работников и родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и обучающихся.
- Содействие и сотрудничество обучающихся и педагогических работников, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.
- Сотрудничество Организации с семьей.
- Возрастная адекватность образования. Данный принцип предполагает подбор образовательными организациями содержания и методов дошкольного образования в соответствии с возрастными особенностями обучающихся
Адаптированная образовательная программа коррекционно-развивающей работы в группах для детей с тяжелыми нарушениями речи (далее ТНР) является программным документом (далее АОП) Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Иркутска детского сада № 84 (далее ДОУ).
АОП ДО разработана для обучения детей дошкольного возраста с нарушениями речи и обеспечивает образовательную деятельность, работу по коррекции нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников в группах компенсирующей направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей.
В образовательном учреждении функционирует две группы компенсирующей направленности для детей 5-7 лет. Контингент детей групп Образовательного учреждения формируется в соответствии с их возрастом и решением территориальной психологомедико-педагогической комиссии (ТПМПК). Организация детской жизнедеятельности осуществляется с учетом индивидуальных особенностей и потребностей, возраста и пола.
Программа составлена в соответствии с ФГОС дошкольного образования и с учетом Федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования (далее – ФАОП ДО).
Обязательная часть Программы соответствует ФАОП ДО, ее объем составляет не менее 60% от общего объема.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений, составляет не более 40% и ориентирована:
- на удовлетворение особых образовательных потребностей, обучающихся с нарушением ТНР;на специфику (национальных, социокультурных и иных условий, в т.ч. региональных, в которых осуществляется образовательная деятельность); на сложившиеся традиции ДОО;
- на выбор парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей с ТНР, а также возможностям педагогического коллектива и МБДОУ в целом.
Программа является основой для преемственности уровней дошкольного и начального общего образования. Программа создана рабочей группой педагогического коллектива МБДОУ г. Иркутска детского сада № 84 на основании запроса родителей воспитанников, образовательного интереса воспитанников и профессионального интереса педагогов учреждения и предназначена для использования в данном МБДОУ.
Программа развития предназначена для определения перспективных направлений развития образовательного учреждения на основе анализа работы МДОУ детский сад № 84 за предыдущие периоды. В ней отражены тенденции изменений, охарактеризованы главные направления обновления содержания образования и организации воспитания, управление дошкольным учреждением на основе инновационных процессов.
Цель: Повышения качества дошкольного образования через создание единой основы взаимодействия ДОУ и семьи в воспитании и развития ребёнка.
Задачи:
- совершенствование системы управления качеством образования;
- повышение профессиональной компетентности и самореализации педагогов в организации системы психолого-педагогической поддержки важнейших социальных функций семьи;
- формирование ключевых компетенций у дошкольников в соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО через внедрение современных моделей сотрудничества с семьями воспитанников и социальными партнёрами, учреждениями образования и